Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие

Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие
Сб. Роль аналитика в управлении компанией
Москва: ИКФ Альт, 28 июня 2002.

Шингарев Павел Вячеславович,
ОАО "Русский Алюминий", Москва

 

1. Отличительные черты современной российской компании:

a. Постоянно изменяющиеся внешние условия
b. Совмещение "советских" принципов управления на заводах и "западных" - в центральных компаниях
c. Процесс управления не связан с процессом разработки миссии и стратегии
d. Параллельное применение различных методик различными функциональными подразделениями

2. Определения Бизнес - Модели

· Бизнес-Модель - это то, что делает компания и благодаря чему она зарабатывает деньги (Том Мэлоун)
· Бизнес-стратегия есть теория, бизнес-модель - гипотеза (Николас Карр)
Бизнес-модель - это представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы.

3. Применение Бизнес - моделей

e. Планирование деятельности
f. Разработка стратегии
g. Осуществление изменений
h. Управление компанией
4. Основные подходы к построению Бизнес - Модели
a. Формальный подход.

Наиболее популярным представителем данного подхода является Методология Реинжиниринга Бизнес -Процессов. Суть методологии BPR (Business Process Reengineering) заключается в описании Бизнес - модели как совокупности множества взаимосвязанных процессов, образующих единую иерархию.

Преимущества:
· Наличие разработанного аппарата описания процессов (IDEF, Aris)
· Относительная стабильность процессов
· Широкий выбор инструментария
· Ряд направлений деятельности компании легче представлять и понимать в процессном виде

Недостатки:
· Сложность описания процессов стратегического и среднесрочного уровня
· Сложность в определении штатных единиц в рамках процесса
· Возникновение двух иерархий: функциональной и процессной

b. Гуманитарный подход

Под Бизнес - моделью в данном случае подразумевается перечисление ряда аспектов деятельности компании, определяющих её эффективность. Как правило, между ними не строится чётких связей. Акцент делается на полноте и оригинальности определения данных аспектов.
Существует довольно большое количество представлений Бизнес - Моделей данного уровня. Все они достаточно похожи друг на друга. Перечислим наиболее часто упоминаемые компоненты компании, представленные в этих моделей

· Цели
· Организационная Структура
· Структура участия в бизнесе
· Возможности
· Контрагенты
· Корпоративная культура (представление во внешнем мире и внутри компании)
Преимущества:
· Трудовые и финансовые затраты существенно ниже, нежели при реализации формальной Бизнес - модели
· Отсутствие формальной методологии делает данное направление понятным как для руководства компании, так и для рядовых работников
· Изменения могут осуществляться достаточно быстро
Недостатки:
· Отсутствие методологии повышает неопределённость конечного эффекта
· Изменения, как правило, носят косметический характер, в связи с чем, не могут использоваться для существенного улучшения сложившейся ситуации

5. Новые направления в моделировании бизнеса

a. Введение понятия онтологической модели (ОМ)
Онтология - это представление всей понятийной области в рамках единой системы взаимосвязанных компонентов

· Определение Элементов (ОМ)
· Противопоставление классической процессной и онтологической моделей

b. Введение понятия Роли
Роль представляет собой интерфейс определённого сегмента онтологии к персоне или группе персон.

c. Введение процессного и функционального подходов в онтологическую модель
Процесс в ОМ - это последовательность действий, связанных с представлением персоне посредством роли некого сегмента ОМ и его преобразования в соответствии с действиями персоны

· Новое представление процессов (Программный продукт Microsoft Biztalk)
· Новое представление функции в процессе
· Разделение функций на "формальные" и "творческие"

d. Представление функций в виде методов поведенческой модели элементов ОМ и действий персон в рамках изменения состояния ОМ